

В условиях цифровой трансформации наблюдается снижение возраста знакомства детей с гаджетами и устойчивое увеличение времени взаимодействия с ними. Доступ к цифровым устройствам современные дети получают уже на первом году жизни. Как правило, первые гаджеты, с которыми соприкасаются дети, — это личные устройства их родителей или близких взрослых. Телефоны, компьютеры, планшеты и похожие гаджеты изначально не ориентированы на ребенка и предназначены для решения «взрослых» задач.
Нормы экранного времени дошкольников регламентируются СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и «Гигиеническими требованиями к организации занятий с использованием средств ИКТ», выпущенными ФГБУ «Научный центр здоровья детей» и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Согласно этим документам, детям до 5 лет не рекомендуется взаимодействовать с экранами. Детям 5 лет разрешается использовать гаджеты не более 10 минут в день, детям 6–7 лет — не более 15 минут.
Детям до 2 лет не рекомендуется проводить время за какими-либо экранами — телевизоров, смартфонов, планшетов и т.д. Детям 2–5 лет рекомендуется проводить за экранами не более 1 часа в день, детям 6–11 лет — не более 2 часов в день. Время работы ребенка с развивающими приложениями не должно превышать 10–15 минут в день при непосредственном участии взрослого.
- Обязательно будьте рядом с ребенком!
- Детям дошкольного возраста не рекомендуется использовать гаджеты самостоятельно без присмотра взрослых!
- Не используйте гаджеты во время приема пищи! Гаджеты отвлекают ребенка от процесса приема пищи, в результате увеличивается как время пребывания за столом, так и количество съеденной пищи, что может приводить к ожирению.
- Не используйте гаджеты перед сном! Ограничьте использование гаджетов перед сном (желательно прекратить взаимодействие с экранами хотя бы за 1 час до сна).
Не рекомендуется размещать в детских комнатах телевизор, компьютер или оставлять ребенку на ночь планшет, так как это негативно сказывается на качестве и количестве сна. Не используйте гаджеты и медиаконтент для отвлечения и успокоения ребенка. Это может иметь негативные последствия для развития эмоционально-волевой сферы. Не используйте дополнительное экранное время для поощрения ребенка. Используйте поощрения, чтоб поддержать стремления ребенка и мотивировать его/ ее в дальнейшем. Лучшим поощрением для дошкольника является время, потраченное на совместные прогулки и активные занятия на свежем воздухе. Развивайте в детях навыки саморегуляции. Договаривайтесь с ребенком о моменте, когда нужно будет выключить/вернуть вам гаджет. Можно договориться, что ребенок посмотрит только одну серию мультфильма или пройдет два-три уровня игры.
ЧТО МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ ВЗАМЕН??
1. Пребывание на свежем воздухе, прогулки. Дошкольнику необходимо много физической активности (более 1,5 часа в день). Частые и долгие прогулки, подвижные игры на свежем воздухе, общение со сверстниками сокращают время, проводимое за гаджетами.
2. Совместные игры. Дошкольники с радостью включаются в различные игры. Можно предложить ребенку новую игру или театрализованную постановку (с костюмами, масками и т.д).
3. Живое общение. Непосредственное общение с родителями, совместная деятельность со взрослыми эмоционально и интеллектуально обогащают ребенка.
ЧЕМ ОПАСНО ЧРЕЗМЕРНОЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ЭКРАННЫМ ВРЕМЕНЕМ?
- Снижение интереса к другим видам деятельности (прогулки, занятия на свежем воздухе, игры, общение со сверстниками и родителями).
- Негативная реакция на ограничение доступа к Интернету (недовольство, истерики, агрессия).
- Негативное влияние на детско-родительские отношения: ссоры и конфликты с родителями.
- Попадание на сайты, содержащие нежелательный контент или контент не по возрасту (сцены насилия, порнографию, предложения финансовых услуг).
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Установите ограничения по допустимому времени пребывания в Интернете. Для этого можно воспользоваться специальными программами или установить соответствующие настройки роутера. Также можно заранее обсудить с ребенком, сколько времени он/она может провести в Сети. Если речь идет о просмотре мультфильма, можно ограничиться одной серией. Если речь про цифровую игру, то можно проговорить количество допустимых раундов/эпизодов. Можно использовать будильник, в этом случае лучше ставить два будильника через 5 минут, так, чтобы после первого звонка ребенок имел возможность доиграть/досмотреть. Установите ограничения по доступному для ребенка контенту. С этой задачей справляются программы «родительского контроля». Кроме того, можно использовать ресурсы, изначально предназначенные для детей. Создайте расписание. Вместе с ребенком в доступной для него форме создайте расписание его дня, для этой цели прекрасно подойдут, например, картинки с изображением предметов быта: зубной щетки — для утреннего и вечернего туалета, тарелки — для приема пищи, игрушек — для игрового времени. Можно использовать картинку планшета и выделить в расписании ребенка время для использования Интернета. Такое расписание показывает ребенку, что время за гаджетом — это далеко не единственный из доступных ему видов деятельности.
- Расскажите ребенку о кибербезопасности. Объясните, какие сайты и приложения безопасны, что делать, если ребенок сталкивается с непонятным или неприятным контентом.
- Проводите время в Интернете вместе с ребенком. Помогайте ребенку осваивать особенности работы в Интернете. Можно вместе смотреть мультфильмы и потом их обсуждать, так у ребенка будет развиваться рефлексия и словарный запас.
- Будьте примером. Дети во всем подражают родителям, и поведение в Интернете не является исключением. Если родители сами слишком много времени проводят в Интернете, дети склонны следовать их примеру. Обсудите семейные правила пользования Интернетом. Разработайте и обсудите правила использования Интернета в семье, чтобы все члены семьи понимали эти правила и следовали им.
- Прогулки и физическая активность на свежем воздухе. Дошкольнику всегда интересно бывать в новых местах. Можно вместе сходить в парк/лес, покататься на лыжах, коньках, велосипеде или самокате, поиграть в футбол, настольный теннис, бадминтон и т.д.
- Настольные игры. Дети 6–7 лет с удовольствием играют в настольные игры со сверстниками или с родителями. Сейчас выбор настольных игр невероятно велик. Можно выбрать дидактические настольные игры, чтобы в игровой форме выучить с ребенком буквы и цифры, а можно выбрать увлекающие и эмоциональные стратегии.
- Общение с друзьями. Можно пригласить друзей ребенка в гости и предложить им поиграть в ролевую игру или придумать для ребят несложные конкурсы и задания.
- Чтение книг. Бывает, что ребенок смотрит мультфильмы, потому что хочет побывать в сказочном мире или пережить с героями новое приключение. Если ребенок уже научился читать, то всячески поощряйте чтение книг. Можно придумать красивый ритуал, связанный с чтением, или дарить небольшие подарки за каждую прочитанную книгу. Если дошкольник пока не умеет читать, читайте ему вслух сами, рассматривайте вместе иллюстрации в книгах.